Добавить в избранное
Барри Левинсон

Кто подначивает Реймонда Бэббита? (Рецензия на фильм Человек дождя )

Молодой бизнесмен Чарли Бэббит после смерти отца получает известие, что все родительские деньги — три миллиона долларов! — унаследовал его старший брат Реймонд, о котором младший брат до сих пор ничего не слышал. А все потому, что все эти годы Реймонд находился в частной клинике в Цинциннати. Узнав, что старший брат, мягко выражаясь, не совсем здоров психически и по этой причине просто не способен грамотно распорядиться деньгами, Чарли решает увезти Реймонда из лечебницы, чтобы потом уговорить отказаться от права владеть наследством.

В общем-то, еще задолго до финала становится ясно, что меркантильный расчет Чарли сменится расположением, любовью и духовным перерождением. И законченный эгоист, намеревавшийся заполучить большое наследство, придет к осознанной необходимости бескорыстного опекунства над братом-аутистом.

По итогам 1988-го года было довольно-таки непросто назвать очевидного «оскаровского» фаворита среди пятерки номинантов. В нее помимо «Человека дождя» входили: «Случайный турист», «Опасные связи», «Миссисипи в огне» и «Деловая девушка». Даже притом, что чуть ранее фильм Барри Левинсона неожиданно победил на Берлинском фестивале, а кроме того Дастин Хоффман впервые в истории этого престижного кинофорума был удостоен за свою роль специального «Золотого медведя».

Гипотетически все-таки «Человек дождя» был неофициальным лидером года, поскольку в общей сложности получил от академиков 8 номинаций и к тому же смог заработать в национальном прокате 172,8 млн. долл., что для картины с бюджетом в 15 миллионов является просто-таки супердостижением. Это был первый столь явный профессиональный и финансовый успех Левинсона, до той поры числившегося одним из множества «крепких постановщиков», на которых, собственно, и держится Голливуд.

Тот факт, что Левинсон умел работать с актерами (за роль в его предыдущем фильме «Доброе утро, Вьетнам» Робин Уильямс получил номинацию на «Оскар»), видимо, сыграл решающую роль в окончательном выборе продюсеров, перед тем уже отвергших три режиссерских кандидатуры. Правда, главным образом другие претенденты не устраивали исполнителя главной роли Дастина Хоффмана, величайшего лицедея, явно настраивавшегося на получение очередного позолоченного голыша.

Хоффман с невероятным воодушевлением ухватился за роль Реймонда Бэббита — человека не от мира сего. После длительного наблюдения за аутистами Хоффман с величайшей точностью научился копировать их поведение – мимику, жесты, характерный тик, невнятное бормотанье, постоянный уход от зрительного контакта. В конечном счете, он достиг почти абсолютной идентичности и начал походить на… эдакую механическую игрушку, если не сказать — робота, как это ни цинично будет звучать по отношению к настоящим больным.

Похоже, что не только члены американской Академии, но и их европейские собратья попали под влияние этого артистического гения, породившего целую волну «ответных действий» со стороны коллег по актерскому цеху. Бесконечный список принявших вызов можно начать с Роберта Де Ниро, через два года примерившего на себя схожий образ в «Пробуждениях», а продолжить Леонардо Ди Каприо, который еще через 3 года сыграет неполноценного подростка в ленте «Что гложет Гилберта Грейпа». Этот список можно продолжать до бесконечности.

Хоффман, ставший невольным родоначальником новой моды, не заметил, а скорее всего, просто проигнорировал некоторый схематизм сценария, четко следующего нормативам политкорректности с ее установками на гуманность по отношению к всякого рода маргиналам и изгоям. В итоге этический аспект (в который уже раз) оказался значимей художественного результата.



Источник: www.filmoscope.ru
   
© 2007